Главный герой: Анастасия Тарасова — историк искусства, научный сотрудник Музея «Гараж», правнучка Василия Фроловича Родина, арестованного в 1937 году.
Команда: Анастасия Тарасова — менеджер проекта, Денис Запорожан — дизайнер инфографики, Женя Кулакова — сотрудник НИЦ “Мемориал” и участник проекта Виртуальный музей Гулага, Таисия Круговых — оператор, фотограф, документалист, Василий Богатов — фотограф, визуальный журналист, оператор.
В 2009-ом, когда я отправила первый запрос архив, это был жест из глубоко депрессивного состояния. Мой бывший муж, прадед которого работал в НКВД, с сарказмом смотрел на идею узнать больше о репрессированных родственниках. Захотелось сделать это вопреки.
О будущем проекте
«В 1938 году моего прадедушку расстреляли. Что дальше?» Главный герой — Анастасия. Точка входа в историю — ее ответ на этот вопрос сегодня. Способ — прикоснуться к субъективной, эмоционально окрашенной памяти о прошлом.
Пользователю предоставляется возможность выбрать между двумя временными пространствами памяти: генеалогическим и прожитым, пройти по линии жизни нескольких поколений или следовать за рассуждениями героини, погружаясь в ее личные переживания. В любой момент можно осуществить переход от факта и документа к устному высказыванию, от высказывания — к аудио-визуальному воплощению образов памяти.
События прошлого рифмуются с сегодняшним днём через ассоциативное повествование в форме видео-дневника. В нем изложены семейные легенды и воспоминания, последней хранительницей которых является Настя. Рождение бабушки: ее небывалая красота, балетное училище и инженерное образование; 1937 год: арест в Баку прадедушки и сырок «Ностальгия» по оригинальной рецептуре 1938-го года на прилавках магазинов сегодня.
Предпосылкой к субъективному способу изложения стало знакомство с методологией oral history Лутца Нитхаммера.
Главный герой: Сергей Борисович Прудовский. На протяжении четырех лет он занимается архивными поисками по делу своего репрессированного деда, добиваясь снятия грифа “секретно” с документов, необходимых для заполнения лакун памяти. Ведет блог, где описывает результаты поисков и процесс борьбы с неоправданным засекречиванием информации.
Команда: Наталья Никуленкова — видеохудожник, Анна Хитрова — дизайнер, Ирина Ходырева — художник анимации.
О будущем проекте
Главная задача рабочей группы — систематизировать и визуализировать работу Сергея Борисовича по выстраиванию биографии своего дедушки на основе исторических источников, ответить на вопросы пользователя, который, возможно, сам находится в начале пути по поиску информации о своих репрессированных предках. С чего начать? Чего ожидать от ведомственных архивов? С какими ветряными мельницами и как придется бороться? Как довести начатое до конца?
Ещё в юном возрасте я знал, что в большой, старой папке, хранятся документы и воспоминания моего дедушки, Кузнецова Степана Ивановича. Иногда я развязывал ее и просматривал некоторые бумаги, но признаюсь, к своему стыду, что прочел все, полностью, только сейчас, в шестидесятилетнем возрасте
Все начинается с домашнего архива — коробки документов, которые пользователь может доставать, прослеживая путь как дедушки, так и внука. Повествование распадается на две реальности: дневник дедушки с линейной хронологией событий, и дневник Сергея Борисовича, где изложена история взаимоотношений с ведомственными архивами. Связующее звено двух реальностей — документ: страницы дневника, фотографии, объекты, являющиеся историческими источниками.
К каждому источнику прилагается пласт дополнительной информации: метки на карте, информационные справки об историческом контексте, видеозаписи, ссылки.
По замыслу команды, проект должен стать образцом для подражания, стартовым примером для пользовательских веб-доков, которые будут находиться в отдельном разделе с «Другими историями».
Главный герой: Мария Майофис, кандидат филологических наук, доцент факультета государственного управления РАНХиГС, руководитель проекта Школы гуманитарных исследований, правнучка Броннера Вольфа Моисеевича (1876-1937)
Первым документом, касающимся истории моего прадеда, который я увидела, было свидетельство о смерти. Мне показал его мой дедушка, сказав, что это «самый позорный документ в его жизни». Выданный в 1956, он не содержит ничего, кроме даты смерти (неверной, как выяснилось позже). Причина смерти — неизвестна, время смерти — неизвестно, место смерти — неизвестно. Позже мы нашли дедушку в московских расстрельных списках, опубликованных Мемориалом, хотя были уверены, что он погиб в лагере.
Команда: Елена Коптяева — видеохудожник, Вера Лапонькина — фотограф, художник, Марина Нефедова — режиссер неигрового кино (СПбГУКиТВ), Наталья Никуленкова — видеохудожник, Екатерина Помелова — фотограф, оператор, дизайнер.
О будущем проекте
На этот раз всё начинается с частной истории общего предмета любого семейного архива — групповой фотографии в домашнем интерьере, на которой место арестованного прадедушки Марии занимает его портет. Это был старый большевик, подвергавшийся арестам и ссылке еще в царские времена, его часто не было рядом, и подобная хитрость позволяла собрать всех вместе.
Зрителю предлагается в сегодняшнем времени воссоздать семью и память семьи, взяв на себя роль детектива. Шаг за шагом пользователь осваивает методику работы с документами: какие слова в материалах дела отчеркиваются карандашом и почему, когда машинописный текст сменяет рукописный или появляется поверх рукописного, как отличать сфабрикованные показания от настоящих, литературное творчество следователя от фактов, соотносить показания с протоколами допросов.
Выстроить полную картину произошедшего помогают глубинные интервью с членами семьи. После завершения расследования они делятся своими переживаниями и рассказывают о том, как повлияла проявившаяся истина на их отношение к прошлому и своей семье.
Проект предполагает обратную связь и развитие, призывает пользователей публиковать собственные истории и фотографии своих семей, задавать вопросы экспертам-генеалогам и архивистами.
Главный герой: Густав Густавович Шпет, русский философ-феноменолог, ученик Эдмунда Гуссерля и Георгия Челпанова, переводчик Шекспира, Диккенса, Гегеля, полиглот (17 языков). В 1937 приговорен к расстрелу по сфабрикованному делу за участие в кадетско-монархической повстанческой организации «Союз спасения России».
О будущем проекте
За последние два десятилетия попытки возвратить имя Густава Шпета в научную и культурную среду предпринимались неоднократно: издано многотомное собрание сочинений с подробными комментариями Татьяны Щедриной и мемуары его дочери, Марины Густавовны Шторх, дополняющие философское наследие человечными подробностями из повседневной жизни. В России и за рубежом проходят круглые столы и конференции, в числе которых — томские «Шпетовские чтения». Однако по мере того, как заполняются пробелы в биографии Шпета, обнаруживаются пробелы в историях людей с ним связанных. А круг его знакомств состоял из колоритнейших представителей эпохи, многие из которых также оказались в числе пострадавших от советской власти
Команда проекта «Letters» выбрала формат, который позволяет систематизировать и охватить множество событий и людей в рамках одного текста — письма. С помощью писем можно реконструировать не только хронологию, но и интонацию эпохи, людям которой свойственно было вести разговор не друг с другом, но через кого-то. Каждое письмо оформлено в интерактивный лонгрид, дополненный информацией о культурно-историческом контексте посредством ссылок, видео-интервью, профайлов упоминаемых людей и событий.
Команда: Мария Дегтярева — журналист, оператор, документалист, Мария Карпович — режиссер, Екатерина Пьянова – архивный исследователь.